Сегодня мы беседуем с ландшафтным архитектором, кандидатом архитектуры, доцентом кафедры Ландшафтной Архитектуры и Дизайна Аграрного факультета Российского Университета Дружбы Народов (РУДН) - Зайковой Еленой Юрьевной. Выясним насколько популярная ландшафтная архитектура и узнаем о самых модных тенденциях.
П.К.: Скажите, пожалуйста, насколько востребована ландшафтная архитектура и дизайн в Москве и Московской области?
Е.Ю.: Сегодня специалисты в области ландшафтной архитектуры и дизайна могут наблюдать динамичное развитие Москвы в плане реновации городских пространств. Примерами такой современной реконструкции являются, конечно же, Центральный парк культуры и отдыха имени Горького, Крымская набережная и, в будущем, территория заводов «ЗиЛ» и «Серп и Молот». И это не случайно. Сохранение и восстановление природных территорий, их мягкая адаптация потребностям городского жителя, а также создание пешеходных променадов и велосипедных маршрутов вдоль воды для полноценного отдыха в городе подразумевает использование новых принципов экологического проектирования и «зелёного» строительства. С другой стороны, масштабные проекты Московской области такие, как «Большая Москва» и «Парк Россия» развиваются в направлении реорганизации жилой и транспортной инфраструктуры, популяризации познавательного отдыха в природном окружении с использованием современных средств ландшафтного дизайна. В обоих примерах в разработке концепции и идеи проектов участвуют специалисты в области ландшафтной архитектуры и дизайна, архитекторы, экономисты, социологи. И, на мой взгляд, благодаря появлению таких масштабных, в том числе, ландшафтных проектов, значимость и престиж профессии ландшафтного архитектора будет только возрастать.
Пешеходный променад и велосипедные маршруты в структуре набережной, Крымская Набережная, Москва
Искусственные холмы как средство функционального зонирования территории, Крымская Набережная, Москва
П.К.: Какие наиболее актуальные проблемы существуют в современной ландшафтной архитектуре и дизайне? Как Вы считаете, с чем это связано?
Е.Ю.: Конечно, в глобальном смысле - это изменение климата, связанное с промышленными выбросами, эксплуатацией природных ресурсов и вытеснение природы в городах, что, в свою очередь, влияет на ухудшение экологической ситуации и в целом на планете, и в крупных городах и мегаполисах, в частности. Однако термин «Устойчивое развитие», принятый ещё на Конференции ООН в 1992 году как «Повестка дня на ХХI век (Программа 21)», подразумевает улучшение состояния окружающей среды средствами «зелёной» экономики, в которой важная роль отводится «зелёной» архитектуре и «зелёному» строительству. В этой связи, задачи ландшафтного архитектора и дизайнера по созданию полноценной жизненной среды значительно расширяются и включают вопросы реорганизации бывших и действующих промышленных производств, проблемы озеленения крыш и использования «зелёных технологий» поверхностей фасадов зданий. Последние положения особенно актуальны для изменения микроклиматических характеристик городских территорий, так как необходима работа по изменению конструкций фасадов, кровель и работа с местной флорой.
Штутгарт, Германия – Зелёный фасад действующего промышленного предприятия - электростанция Штутгарт-Мюнстер Münster power station или Stuttgart- Münster
П.К.: Я знаю, что Вы любите путешествовать, принимаете участие во всевозможных выставках. Какое место Вам запомнилось больше всего?
Е.Ю.: Последним и очень сильным открытием для меня стал замок Шомон на реке Лаура (Франция). Территория замка известна как место проведения самого современного фестиваля садов в мире и пользуется большой популярностью среди любителей прекрасного и профессионалов в разных областях искусства. Уникальность места, на мой взгляд, заключалась в том, чтобы полностью связать между собой природу и культуру, работы художников и изобретения в ландшафте, традиционное наследие и современное, внося запоминаемые черты и в замок, и в окружающий его исторический парк. Это реальный пример популяризации мест историко-культурного наследия и создания на их основе современных центров Искусств и Природы, как выставочных площадок для молодых ландшафтных архитекторов, скульпторов и дизайнеров. Именно через ландшафтное переосмысление территории может осуществляться связь между поколениями…
Замок Шомон в окружении исторического ландшафта
Работа японского ландшафтного архитектора Шадо Сузуки (Shado Suzuki) – L`archipel).
П.К.: Какие страны Вы любите и, какие ставите в пример Вашим студентам?
Е.Ю.: Для профессионала в любой области необходимо постоянно, как говорят, «держать руку на пульсе», ориентироваться в новых трендах, технологиях, приёмах и направлениях развития профессии. Всё это также актуально и для «пытливого» ландшафтного архитектора. Примеры ландшафтных объектов нового поколения можно увидеть в Европе (Голландия, Франция) и Скандинавии (Финляндия, Швеция), а мне, ближе всего в этом смысле, конечно, Германия. Такое динамичное развитие в области экологической ландшафтной архитектуры и дизайна связано, прежде всего, с воссоединением её западной и восточной частей, и, как следствие, очень быстрое развитие последней. В Берлине много реализованных ландшафтных объектов, где использованы современные строительные технологии и экологически чистые материалы. Немецкие ландшафтные архитекторы активно работают с макро-геопластикой в целях утилизации строительного мусора и реализуют на её основе масштабные ландшафтные композиции новых скверов, как, например, территория жилого комплекса рядом со станцией Potsdamer Platz. Они создают мемориальные комплексы памяти жертвам Второй Мировой войны с динамичным ландшафтным дизайном и современной скульптурой, а забота о будущих поколениях граждан выражается в проектах детских площадок по возрастам, в которых деревянные конструкции отражают познавательные интересы детей и всевозможные «затеи» в пространстве для их гармоничного развития.
Макро-геопластика, Берлин
Детская площадка в парке Gliesdreieck, Берлин, Германия
На подобных проектах стоит учиться идентичному подходу в организации пространства, рациональным вложениям в ландшафтное развитие территорий и возвращению природы в город.
П.К.: Говоря о студентах, расскажите, пожалуйста, о своей преподавательской деятельности?
Е.Ю.: Если перечислять дисциплины, читаемые мной, то это основные предметы по овладению ландшафтной профессией такие, как «Ландшафтное проектирование», «Ландшафтная архитектура – современные проблемы», "Экологическое проектирование в урбанизированной среде", "Современный ландшафтный дизайн", "Устойчивое управление объектами ландшафтной архитектуры", "Дизайн городской среды" и этот список далеко не полный. Успех любой методики обучения, на мой взгляд, заключается в последовательном наборе студентами профессиональной информации и соответствующей отработке этой информации на практике в проектах и графических дизайнерских работах по курсам. Не смотря на то, что практически все мои курсы уже можно назвать «авторскими» и «отработанными», каждый учебный год, встречая новые группы, постоянно наполняю их новой информацией и стараюсь гибко подстраивать читаемые дисциплины под уровень и возможности студентов. Подобный подход даёт им возможность одинакового «старта» по предмету, а в конце семестра - всегда рассчитываю на результат, который зависит от работы каждого из них. И, поверьте, этот уровень в конце семестра бывает очень высок, когда студенческие работы могут достойно представлять кафедру и Университет в среде профессионалов в области современной ландшафтной архитектуры, и среди зарубежных коллег.
Работы студентов – Горепёкина Юлия, 2013, Тематический парк
П.К.: Как Вы относитесь к Российскому образованию, а если быть точным к специальности ландшафтный архитектор? Где в России готовят молодых специалистов?
Е.Ю.: Как показала практика моей педагогической работы в Университете, заинтересовать студентов возможно только в том случае, когда каждая лекция по предмету увлекает и инициирует студентов на процесс обучения. Ведь профессия «Ландшафтный архитектор» в её современном видении является одной из самых важных и гуманных. Именно через профессиональную деятельность ландшафтный архитектор поддерживает связь человека с природной средой и восстанавливает природу в городах современными зелёными технологиями строительства, улучшая экологию в целом. А ещё, именно профессия ландшафтный архитектор, как ни какая другая даёт возможность ощутить себя в разных ипостасях от проектировщика до менеджера и психолога. Сегодня многие ВУЗы в России и в Москве готовят бакалавров, магистров и специалистов в области ландшафтной архитектуры и дизайна и каждый Университет стремится найти свою особенность в подготовке профессиональных кадров. Университеты задают каждый свой вектор развития направления, если можно так выразиться «свой бренд», отличающий данную школу от других и тем самым привлекая «своих» абитуриентов. Профессионалы отмечают эти особенности преподавания и в Университете Леса (МГУЛ), и РГАУ-МСХА имени Тимирязева, и МАрХИ, и, конечно, в РУДН.
П.К.: Как Вы считаете, ландшафтный архитектор должен найти какой-то компромисс между желаниями заказчика и собственным чувством стиля? И всегда ли это удается?
Е.Ю.: Мне кажется, что вся проектная работа ландшафтного архитектора по созданию гармоничного дизайна связана с поиском компромисса между пожеланиями заказчика, возможностями территории и собственным чувством стиля. Эта триединая гармония достигается не всегда легко, а в творческом поиске и, конечно, она основана на знаниях в разных, в том числе и смежных, областях, что и определяет условия последующего развития преобразованного специалистом ландшафта. В умении «предвидеть» с помощью средств ландшафтного дизайна последующее развитие территории, так как мы работаем с живым природным материалом, и заключается уникальность нашей профессии.
П.К.: Елена Юрьевна, а какие сейчас наиболее актуальные тенденции в ландшафтной архитектуре и дизайне?
Е.Ю.: Как уже было отмечено выше, к актуальным направлениям развития современной ландшафтной архитектуры и дизайна можно отнести экологические принципы и подходы проектирования для восстановления природы в городах или сохранения так называемой «спонтанной природы», сформировавшейся за десятилетия на заброшенных участках городских территорий. К последней группе относятся как бывшие и действующие промышленные зоны, так и береговые портовые участки, а также магистрали объектов инженерно-транспортного назначения.
Реновация объекта инженерно-транспортного назначения в пешеходно-рекреационную зону города, Хельсинки, Финляндия
Для их реновации потребуется не только анализ зарубежного опыта восстановления подобных пространств, но и профессиональный подход с оценкой потенциала территории о степени её загрязнения, путях экономичной реконструкции и грамотной работе с живым растительным материалом, адаптированным к нашим климатическим условиям. Если рассматривать процесс экореконструкции городских территорий более детально, то на последующих этапах этой работы актуальными становятся вопросы заполнения зелёной составляющей фасадов и подходов к зданиям, активное использование в этих целях кровель и создания композиций, подобных природным оазисам и биотопам. А это уже совсем другая работа с растительным материалом, подразумевающая фундаментальные знания по развитию сообществ древесно-кустарниковых видов и многолетних цветочных культур. Эти группы на уровне средств ландшафтного дизайна используют в дизайне поверхности земли в виде массивов из одного вида растений, как кустарников, так и многолетников. Особенно эффектно подобный приём запоминается при заполнении бионических форм, максимально приближенных к природным.
Аэропорт Штутгарта, Германия Укрепление склонов массивом из многолетней растительности
П.К.: Что в Ваших ближайших планах? Может, есть какая-то мечта?
Е.Ю.: В моих ближайших планах, конечно, организация международных ландшафтных мастерских – Workshop – для расширения сотрудничества между ландшафтными школами Европы, Скандинавии и Российским Университетом Дружбы Народов. Считаю крайне необходимым, чтобы такие мероприятия стали не только ежегодными, но и семестровыми встречами, а также естественной возможностью профессионального ландшафтного общения между студентами и преподавателями разных стран, языковой практики и, конечно, популяризации современной ландшафтной архитектуры и профессии ландшафтный архитектор.
П.К.: Елена Юрьевна, большое спасибо за интервью!
Полезная информация только в разделе Вертикальное озеленение.
Всего комментариев: 0 | |